Компании-лидеры и университеты: задачи и рецепты технологического прорыва

21.01.2018

Представители институтов развития, корпораций и бизнеса обсудили необходимые шаги для эффективной трансформации взаимодействия вузов и бизнеса на панельной дискуссии «Компании-лидеры и университеты: задачи и рецепты технологического прорыва», которая прошла 16 января в рамках Гайдаровского форума 2018.

Модератором дискуссии выступил научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков. В обсуждении приняли участие: Елена Бунина, генеральный директор, «Яндекс», Павел Ершов, операционный директор, Microsoft Россия, Александр Повалко, генеральный директор, АО «РВК», Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров, «Трубная Металлургическая Компания» и Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ.
 
Открывая дискуссию Андрей Волков отметил, что в связи с быстрой трансформацией российских университетов, они из парадигмы подготовки кадров, сегодня пытаются стать исследовательскими и R&D организациями, выполняя все три миссии университета – разработка, исследование и подготовка передовых специалистов.
«Вместе с тем, мы все время слышим, что в вузах существует довольно низкая и неудовлетворительная подготовка людей для передового технологического сектора. Эти противоречивые суждения имеют мало смысла. Поэтому сегодня важно понять, что вузы должны поменять и при каких условиях бизнес будет сотрудничать с ними интенсивнее», — добавил Андрей Волков.
 
Генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина сообщила, что у компании уже много положительных опытов взаимодействия с вузами.
«10 лет назад мы начали работать с МФТИ, потому что в нем есть уже выстроенная система базовых кафедр. Потом мы начали взаимодействовать с ВШЭ, в результате чего был открыт факультет компьютерных наук, который работает уже 4 года. Также мы открыли научные лаборатории на базе ВШЭ, в рамках которой берем людей на работу в Яндекс. Похожее у нас происходит в СПбГУ», — пояснила Елена Бунина.
 
 
Павел Ершов, операционный директор Microsoft Россия, отметил, что Microsoft, являясь глобальной компанией, не воспринимает какой-то отдельный ВУЗ как партнера по одной задаче, потому что компания, которая делает платформу в области информационных технологий, должна сотрудничать с системой образования и развивать рынок в целом.
«Взаимодействие с вузами может быть по линии повышения эффективности самого вуза и уровня работы внутри экосистемы, а также по новым исследовательским проектам. Мы давно сотрудничаем с МГУ, где ряд проектов уже были доведены до стадии коммерциализации в конкретных корпорациях», — сказал Павел Ершов.
 
По мнению председателя совета директоров «Трубной Металлургической Компании» Дмитрия Пумпянского, если мы говорим об инженерном образовании для традиционных отраслей промышленности, то специалисты российских технических университетов сегодня отвечают тем задачам, которые перед ними ставит промышленность. Другая ситуация в области научно-технического сотрудничества, где университеты сегодня отстали в уровне коммерциализации и в области рыночного подхода к своим разработкам.
«На примере УрФУ мы создаем эко-среду в регионе, но этого недостаточно, так как ментальность вузовских исследователей еще не поменялась, и проблемы, которые ставятся не тиражируются коммерчески. У нашей компании несколько научных центров в регионах, в других странах. У нас также есть много периферийных тем, в которых вузы могли бы участвовать, но сегодня им не хватает быстрого реагирования на это», — добавил Дмитрий Пумпянский.
 
В своем выступлении генеральный директор РВК Александр Повалко рассказал о программе создания и развития Центров НТИ на базе вузов и научных организаций, оператором которой является РВК. В конце 2017 года, в результате конкурсного отбора, были определены первые 6 центров, которым будут выделены средства на комплексные научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты.
«В этом конкурсе мы хотели соединить три составляющих элемента: ученых, преподавателей и компании. Одна из идей конкурса — стереть границы между компаниями и университетами, так как без этого у нас не получится эффективного взаимодействия. Бизнес еще достаточно закрыт или университеты не умеют считывать потребности», — отметил Александр Повалко. Также он подчеркнул, что «история с грантами и центрами НТИ довольна простая — на первые пару лет будет выделено соответствующее финансирование университетам, но дальше им нужно выйти на показатель 1:1 и научиться продавать то, что ты сделал».
 
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в своем выступлении выделил несколько моделей взаимодействия ВУЗа и корпоративного заказчика: первая — это модель заказа, вторая — эксклюзивное партнерство, третья — кооперация в решении общеотраслевых проблем.
«У нас есть серьезные внешние ограничения по отношению к проблеме бизнеса и университета: низкая готовность российского бизнеса к инвестициям в R&D. Вместе с тем еще определённая проблема — если ты занимаешься адаптацией, ты идешь туда, где проще и дешевле купить, там, где эта платформа уже существует, чаще всего это уже не Россия. Нам нужно искать варианты выхода из данной ситуации», — добавил Ярослав Кузьминов.

Вернуться к списку новостей