Модель будущего инженерного образования России

22.10.2014

В Южно-Уральском государственном университете состоялось расширенное заседание Совета Российского союза ректоров, посвященное обсуждению развития инженерного образования в стране. 

Председатель Совета ректоров вузов УрФО, ректор ЮУрГУ Александр Шестаков представил участникам новую концепцию развития инженерного образования в России.

– В настоящее время в инженерном образовании накопилось много проблем: его качество не отвечает возросшим требованиям, стали меньше выпускать инженеров, разрабатывающих высокотехнологичную продукцию: автомобили, телевизоры, холодильники и тому подобное, перестали готовить разработчиков особо эффективных средств производства: автоматических линий, металлургических агрегатов. Всё это покупается за рубежом. Значительно ослабли практические навыки выпускников инженерных специальностей, лабораторная база многих технических вузов морально устарела, – поделился наболевшим Александр Леонидович.

В своём докладе он упомянул, что сверхзадача вузов – снова выйти на мировой уровень инженерного образования, и рассказал, что необходимо сделать для её реализации.

Ректор МГУ, президент Союза ректоров Виктор Садовничий, считает, что новый шаг в развитии инженерной науки будет связан с робототехникой, биоинженерией и биоинформатикой, а также физико-химическим конструированием.

По словам Садовничего, существующая в стране модель подготовки технических специалистов себя исчерпала. "Мы фактически достигли предела, в обществе необходимо выработать новую философию, каким должно быть высшее образование", – убежден ректор МГУ.

Целью выездного совета Садовничий назвал сбор мнений ректоров крупнейших вузов страны по этому вопросу. Сам он считает, что высшая школа должна быть ориентирована на воспитание уникальных, не имеющих аналогов специалистов. "В 70-е годы наше инженерное образование было лучшим в мире, все у нас учились. Сейчас мы пытаемся заимствовать чужие системы, ничего хуже этого придумать нельзя", – уверен он.

Виктор Садовничий подчеркнул, что инженерия будущего немыслима без моделирования на высокопроизводительных компьютерах. Он отметил, что база под новую концепцию создается уже сейчас. Так, в России создан суперкомпьютерный консорциум, объединяющий 70 университетов, обладающих суперкомпьютерами. Мощнейший в стране компьютер "Ломоносов", установленный в МГУ, планируется модернизировать и увеличить его производительность на порядок.

Предложения ректоров ведущих вузов, касающиеся возрождения инженерного образования в РФ, можно сгруппировать следующим образом: давайте возрождать, продвигая крупные проекты (как во времена СССР), или давайте идти по пути наращивания человеческого капитала. Согласно второй версии возрождения, будущее инженерного образования лежит в области генной инженерии, биоинформатики, биоинженерии и т.д. Поэтому наращивание контингента возможно через сетевое взаимодействие высших школ (осуществление мобильности между ними – это когда студенты свободно перемещаются из одного вуза в другой) и распространение лучших курсов, выложенных в Сеть. 

По материалам http://tvkultura.ru и http://технополис.юургу.рф   

 

Вернуться к списку новостей