Дмитрий Трубицын: Мы сейчас находимся в той ситуации, когда всё в наших руках

05.07.2010

Чтобы войти в инновационный бизнес, нужна доля смелости и большие амбиции, и главное – получать удовольствие от того, что делаешь. По таким принципам начал свою инновационную деятельность Дмитрий Трубицын со своей командой, и первым арендовал площади в бизнес-инкубаторе наукограда Кольцово. На протяжении четырех лет компания "Аэросервис" расширяет ассортимент своей продукции, укрепляет бренд российского инновационного производителя и не боится быть на переднем крае инноваций.



Справка: Дмитрий Трубицын, выпускник ФФ НГУ, директор ООО "Аэросервис". Компания занимается производством, поставкой и сервисным обслуживанием профессионального оборудования для очистки и обеззараживания воздуха в жилых, офисных, производственных помещениях, местах для курения, а также в системах вентиляции зданий.

- Дмитрий, расскажите Инновационному порталу о вашей компании, о вашем бизнесе. Очистка воздуха - это хороший бизнес?

- Это очень интересный и перспективный бизнес. Мы занимаемся разработкой и производством систем комплексной очистки и обеззараживания воздуха уже четыре года. Очистку воздуха, как бизнес можно сравнить, например, с производством "чистой" воды. Десять лет назад очищенная бутилированная вода была дорогой и нераспространенной опцией, а сейчас это норма жизни. С очисткой воздуха ситуация похожая. Сейчас рынок находится на стадии формирования, на начальном этапе развития. Тем не менее, мы видим динамику развития - рынок имеет большой потенциал.

Область применения нашей технологии и нашего оборудования необычайно широка. Это и очистка приточного воздуха в системах вентиляции зданий в крупных городах от формальдегида, бенз(а)пирена, аэрозольных частиц; и очистка от табачного дыма и запахов в кафе, барах, ресторанах и местах для курения; и очистка вытяжного воздуха из кухонь мест общественного питания; и обеззараживание воздуха на пищевых производствах и в медицинских учреждениях. Системы очистки воздуха Тион способны действительно решать массу сложных и интересных задач, таких как уничтожение отравляющих веществ, борьба с туберкулезом в больницах и исправительных учреждениях, создание энергоэффективных систем вентиляции, потребляющих вдвое меньше энергии, чем обычные… И это далеко не предел. В числе проблем, тормозящих развитие этого рынка, можно отметить две основных — это засилье неработающих "очистителей" воздуха, формирующих недоверие к этому рынку у потребителей, и отсутствие бренда отечественного инновационного производителя.

- Как Вы оцениваете в целом сегодняшний инновационный климат в нашей стране? Вам комфортно быть инноватором?

- Я скажу так: слава богу, случился кризис. До кризиса заниматься чем-то инновационным, высокотехнологичным и предлагать это в товаропроводящие сети было практически невозможным. Грубо говоря, наши дилеры два года назад не видели нас "под микроскопом". Связываться с новым, пусть даже интересным и перспективным, но рискованным направлением, никто не хотел.. Случился кризис – все поменялось. Многие наши дистрибьюторы ищут свои конкурентные преимущества, у нас появилась возможность предоставить им такие преимущества. С этой точки зрения, сейчас подходящий момент, чтобы заниматься инновационным производством. Что касается климата в стране. Слава богу, что про это стали говорить. Во всяком случае, нас готовы слушать.

- Что, по Вашему мнению, изменится в Академгородке с запуском Технопарка?

- Могу говорить только о том, что изменится для нашей компании. Мы будем арендовать в Технопарке ряд площадей. Одна из материальных причин – непосредственная близость подрядчиков, от отсутствия которых мы, так или иначе, страдаем. Кроме того, нематериальная, но очень важная причина – для любого инновационного предприятия, которое находится в начале пути, критически важна "тусовка". Мы должны общаться с другими компаниями: аналогичными по подходам, по тематике, по инновационности. Если замыкаешься сам в себе, находишься в информационном вакууме, то есть опасность "впасть в маразм" и начать действовать неэффективно. Вот для этого нужна "тусовка", которую, мы надеемся, Технопарк будет способен создать.

- Сейчас многие пытаются придумать какую-то особую роль нашей Академии наук в развитии высокотехнологичного или наукоемкого производства в России. Как Вы думаете, существующая Академия наук способна давать перспективные "ростки" таким производствам?

- Академия наук, по моему мнению, не вполне ориентирована на инновационное производство, инновационные проекты. Например, в нашем проекте «научно-исследовательская часть» достаточно велика, но собственно научные задачи составляют небольшую долю из тех задач, которые нам приходиться решать. Эти задачи выходят далеко за рамки компетенций академических. Например, мы сейчас успешно сотрудничаем с Институтом катализа, Институтом кинетики, работаем с "Вектором". Мы заказчики исследований, формулируем техническое задание на узконаправленные прикладные исследования. В таком формате работы Академия наук, безусловно, важна для развития инновационного тренда, но она сама не может являться источником проектов. Она - фундамент, источник кадров, источник инструментальной базы.

- Получается, что Вы переключились с науки на бизнес во время учебы в аспирантуре. Что посоветуете другим выпускникам: сразу идти в бизнес после окончания НГУ, или сколько-то поработать в науке и лишь потом уходить в бизнес или вообще никогда не уходить в бизнес?

- Все это очень индивидуально. Важно заниматься тем, что интересно, но не забывать при этом смотреть по сторонам - есть разные способы удовлетворения своих амбиций: можно с помощью академической науки, а можно и нет. Нужно представлять, куда можно идти, а потом выбрать то, что наиболее интересно.

- Кто сотрудники вашей компании - тоже выпускники НГУ или выпускники других вузов? Нужно ли вообще быть выпускником какого-то вуза для того, чтобы работать в вашей компании?

- Есть много инновационных компаний, которым как нам, условно говоря, три года. Но тех, компаний, которые вышли бы за это время на рентабельность - единицы. Пользуясь тем, что мы "первые в своем роде", собрали лучших со своего потока. Я сам закончил физфак, сейчас с нашего курса у нас работает пять человек. Остальные ребята, если это специальности не производственные, в основном окончили НГУ. Грубо говоря, вся команда собиралась "по сотовому телефону", к счастью, живем все в Академгородке, где плотность квалифицированных кадров на квадратный километр высока, поэтому все решалось при помощи "записной книжки" или через общих знакомых.

- Сейчас ваше производство находится в наукограде Кольцово. Чем он привлек вас? Что там есть такое, чего нет в Академгородке?

- В тот момент, когда мы только начинали, в Кольцово сдавался бизнес-инкубатор. Было принято решение арендовать там площади. Для нас было важно ощущение, что мы находимся на переднем крае инновационного тренда. Мы были первыми арендаторами. Для нас это был «передний край». Это очень помогло - такая мотивационная составляющая, которой мы воспользовались и нисколько не жалеем.
Кроме того, в Кольцово есть Красников Николай Григорьевич, который предельно мотивирован на развитие наукограда. Мы с ним взаимодействуем, а ощущать поддержку, заинтересованность – это важно.

- Если бы Вы оказались перед премьером Путиным или перед президентом Медведевым - что бы Вы попросили их сделать для развития инноваций в России?

- Да, конечно, можно много говорить о том, что государство должно поддерживать инновации, создавать правильную нормативную базу, формировать бренд российской инновационной продукции, выступать заказчиком разработок и т.п. Но, на самом деле, мы сейчас находимся в той ситуации, когда все в наших руках — и, если ты можешь создавать хороший конкурентноспособный продукт, то специальная поддержка, тебе, в общем-то, не нужна.

Екатерина Унгур специально для Инновационного портала НГУ

Вернуться к списку интервью