Г.В.Майер: "Знания не должны быть пустыми, они должны применяться"

01.06.2010

20-21 мая в Томске проходил XIII инновационный форум, где в течение двух дней российские и мировые эксперты искали пути решения ключевых проблем российских инноваций. Среди ключевых экспертов одной из дискуссий был ректор Томского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор Георгий Владимирович Майер. Об инновациях, рейтингах корреспонденту Инновационного портала НГУ удалось поговорить c профессором Г.В.Майером после форума.

- Гергий Владимирович, в последние год-два в научной и бизнес-сферах так много шумихи об инновациях, о них не говорят только ленивые. А вообще стоит ли обращать так много внимания на это явление?

- Прочту небольшую выдержку из заявки ТГУ на получение статуса НИУ: «Вероятно, первый вариант миссии Томского университета, как «национального исследовательского», сформулирован попечителем Западно-Сибирского учебного округа профессором В.М. Флоринским в речи, произнесенной при открытии Императорского томского университета 22 августа 1878 года. «Мы желали бы, чтобы ученые деятели нашего университета, воодушевленные любовью к Родине, с одинаковым рвением служили бы и учебным, и научным целям. Чтобы в своих научных занятиях проявили больше научной состоятельности и создали бы собственные школы. Только при совмещении учебной и научной деятельности наш университет встанет на высоту своего признания и независимо от прямых утилитарных целей принесет зрелые плоды высшего просвещения. Наука и промышленность имеют полное основание ожидать от профессоров университета, как местных деятелей, богатых научных вкладов; и разъяснения, указания, могущие быть примененными на пользу местной промышленности» - что это, если не инновационная деятельность?
Знания не должны быть пустыми, они должны применяться. Инновации были и в 19 веке и ранее. Разве парус это не инновации? А колесо?
Я поражаюсь точной фразе Луи Пастера: «Нет прикладной науки, есть приложения науки». Многие это не до конца понимают…
Вопрос инноваций очень сложный. Понимают истинный смысл термина немногие. Даже, если понимают, то все равно по-разному.

- А что Вы понимаете под этим термином?

- Под инновационной деятельностью я понимаю следующее: это преобразование нового знания в экономические, экологические и социальные блага для человека. Основная цель все-таки должна быть не заработать деньги, а улучшить качество жизни человека. Но первичным звеном инновационной деятельности должно быть новое знание: фундаментальная наука.

- Инновация – это определенный риск. Какой тогда должен быть процент инноваторов в науке?

- Я считаю - вредно, если ученый сам внедряет свой продукт. Каждый должен заниматься своим делом.
Найти в научном продукте интеллектуальную собственность, реализовать ее –специалистов, которые могли бы это сделать, сейчас не хватает. У нас в ТГУ открылся новый факультет «инновационных технологий», на котором готовятся специалисты по инноватике, инновационному менеджменту.

Мы выстраиваем инновационную структуру в университете. Она заключается в следующем (если не углубляться в детали): научно-педагогическая школа занимается наукой, получает научный результат. Он попадает в службы научного управления (отдел интеллектуальной собственности, патентный отдел). Дальше информация идет в подразделения, которые занимаются обзором рынка и далее – в малое инновационное предприятие.

В России же пока не работают по такой схеме. И наука многое потеряла из-за того, что ученые сами должны внедрять свой продукт на рынок. Да, многие стали успешными бизнесменами, но они ушли из науки. А наукой нельзя заниматься на полставки.

- Тогда что это за деятельность – наука?

- Наука – это стиль жизни, образ жизни. Ею нельзя заниматься по графику.
Наука – это единая сфера человеческой деятельности. Нет науки академической, нет науки университетской, нет науки отраслевой. Речь идет только о способах ее организации, о секторах науки.
Сейчас основную свою задачу как ректора университета я вижу в том, что должен всемерно содействовать интеграции вузовского и академического секторов науки. В единстве мы представляем очень мощную систему.
Я считаю, что в университете слово «работа» мало применима. Это служение. Наука – это преданность идее и ученые это понимают.
Академия наук – это профессиональное занятие наукой, и, безусловно, оно должно быть фундаментальным. В высшей школе занятие наукой - это элемент учебного процесса, и за нами стоят студенты, которых мы готовим. И если все правильно объединить, тогда получим эффект. А на мировой уровень мы выйдем. Тут у меня сомнений нет.

- Если говорить о рейтингах… Они разные: есть авторитетные и не совсем. Кто, на Ваш взгляд, должен составлять рейтинг? Какие критерии нужно использовать?

- Сравнивать творчество очень сложно. Наукометрия – это уже целая наука. Но мировая практика научилась проводить сравнения по каким-то формальным индикаторам.

В частности, рейтинг журнала «Таймс» основывается на учете различных опросов (ученых, бизнесменов по всему миру). Кстати, в этот рейтинг в последнее время входят четыре российских вуза: Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский и Томский. Но позиции они занимают не самые выгодные.

Рейтинги в некотором смысле отражают объективность. Например, в Шанхайском рейтинге только два российских вуза: Московский и Санкт-Петербургский. В нем учитывают крупные премии, такие как медаль Филдса по математике или Нобелевскую премию. По большому счету, пока у нас нет Нобелевских премий, нам надо больше работать и меньше говорить.

Кира Нейнер специально для Инновационного портала НГУ.
 

Вернуться к списку интервью