Александр Кычаков: Купите "инновационный лотерейний билет", попробуйте!

22.05.2010

Александр Кычаков - выпускник 1998 года ЭФ НГУ. В недавнем прошлом - член совета директоров ЗАО «Сибирский Берег». В то время, когда только создавалась компания, производство сухариков в Новосибирске было воспринято как смелая инновация. Сегодня это крупнейшая компания по производству снековой продукции в России.
В апреле Александр Анатольевич в рамках спецкурса фонда «Эндаумент НГУ» «Секреты профессионалов» читал лекцию об инвестициях в инновациях. Подробнее о своих первых шагах в инновацию, о патентах и бизнес-инкубаторе Александр Кычаков, председатель правления Фонда «Эндаумент НГУ», рассказал «Инновационному порталу НГУ».

- Александр, что можете сказать о новом инновационном портале НГУ? Какое впечатление он на Вас произвел?
- Я думаю, у НГУ обязательно должен быть такой портал. Должна быть площадка, где любой желающий может ознакомиться с наработками, мыслями, обмениваться разными идеями. Сюда нужно привлечь как можно больше преподавателей, исследователей; добавлять новости о презентациях бизнес-компаний, круглых столах, конференциях - чтобы это была не просто информация, а живая площадка для общения.

- Вы - выпускник экономического факультета НГУ. Насколько Вам в бизнесе пригодились знания, приобретенные в университете?
- Знания очень помогли. Отделение экономической кибернетики экономического факультета как раз находиться на стыке математики и экономики: существенная математическая база, разные подходы к изучению экономических наук… Решение теоретических задач помогает сформировать культуру решения «жизненных» задач. Здесь учат учиться, поэтому, когда в бизнесе возникает новая задача, ты используешь те навыки, что приобрел в университете.

- Александр, Вам с соратниками удалось достаточно быстро раскрутить и выгодно продать компанию "Сибирский берег", известную многим людям по сухарикам "Кириешки" и "Компашки". Сейчас это уже история, история успеха. Расскажите нашим читателям эту историю успеха - откуда вообще взялась эта идея - производить сухарики?
- Идея возникла в четвертом общежитии, где я жил с друзьями. В один из вечеров увидели по телевизору программу, в которой рассказывалось об обанкротившихся банкирах, которые занимались производством и сушкой сухарей в Санкт-Петербурге. Обсудили такую идею с друзьями. В итоге купили билет на самолет до Санкт-Петербурга и договорились с Леонидом Майзелем, который производил сухарики «Кириешки» в городе Кириши, о встрече.

- Что было самым важным в Вашем бизнесе?
- Мы всегда старались строить бизнес на доверии: сформировали команду, которой можно было доверять. Первый год у нас ушел на доработку и переделку продукта. Через год стоял вопрос о закрытии проекта, потому что он не приносил никаких денег. Но началась весна, и спрос увеличился, тогда мы начали постепенно расширять производство.

- Сегодня вы довольны результатом этого бизнес-проекта?
- Конечно, доволен. Много нового интересного было в нем. Было создано большое количество рабочих мест. Мы получили большой опыт роста и развития, общения с международными корпорациями. Наша компания уже была готова к выходу на биржу, но нам помешал финансовый кризис 2008 года.

- В рамках спецкурса фонда "Эндаумент НГУ" "Секреты профессионалов"
Вы читали лекцию на тему: "Инвестиции в инновации. Взгляд профессионального
инвестора. Перспективы, стратегии, идеи". Судя по названию лекции, Вы сами
являетесь профессиональным инвестором. Куда вкладываете средства Вы и куда
посоветуете вложить читателям нашего портала?
- Прежде всего, нужно вкладывать в себя: в изучение хороших книг, расширение кругозора путем общения, посещения конференций… Так налаживаются связи и многие вопросы, проблемы в дальнейшем решать становиться проще. Студенты университета должны не стесняться обращаться к выпускникам за помощью.

- Про себя все-таки не сказали. Куда Вы вкладываете средства?
- Также. В себя. К примеру, последняя конференция, на которой я был - это Форум «Россия-2010», где, в том числе, были и четверо студентов НГУ. Или конференция «Лидеры», куда приезжают интересные люди и делятся своими подходами, идеями – ты смотришь и примеряешь под себя.
Второе, куда нужно вкладывать – фондовый рынок. Я считаю, что каждый цивилизованный человек с высшим образованием, особенно студент НГУ, обязан иметь счет на бирже. Не обязательно быть инвесторов, достаточно иметь минимальные сбережения, потому что все студенты должны иметь представление о фондовом рынке.

- А стоит ли студентам НГУ - не экономистам забивать голову инновационной темой в процессе обучения? Не подорвет ли это процесс получения фундаментальных знаний?
- Я предлагаю этому уделять много времени, начиная с первого курса. При этом желательно первые три курса по максимуму посвятить время получению образования. С четвертого же курса овладение дополнительными навыками и расширение кругозора просто необходимо – нехорошо попадать на рынок труда неподготовленным. Это такой же процесс как обучению любому другому предмету.

- Как Вы в целом оцениваете инновационно-инвестиционный климат в Академгородке? Как много потенциальных точек инновационного роста Вы видите?
- В недавнем времени в Академгородке этот климат был достаточно консервативным, но после падения Советского союза потихоньку начали зарождаться новые отрасли: информационные, например. Ядерные и биотехнологии постепенно становились рыночными. В последнее время климат становится более гибким, возрождаются связи с предприятиями, начинаются совместные проекты, разработки. Сформировалась критическая масса и взаимное доверие между учеными и бизнесменами – создается платформа для инноваций.
Отмечу, что в Сибири рынок ограничен с точки зрения конечных потребителей. Поэтому в первую очередь нужно смотреть на продукты с высокой добавочной стоимостью и экспортным потенциалом: рассматривать не только свой, но и западный рынок.

- Многие инновационные компании в скором времени будут размещаться в Технопарке. Там же будет выделена площадка и под бизнес-инкубатор НГУ. Как Вы считаете, могут ли перспективные и успешные команды формироваться в таких бизнес-инкубаторах?
- Я всегда задаю вопрос студентам: Вы чем-то глупее Билла Гейтса? Есть идеи, у каждого есть шанс их воплотить. Главное, чтобы этим было интересно заниматься! «Купите» «лотерейный билет», попробуйте! Есть такая формула в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» (рекомендую прочесть тем, кто хочет попробовать себя в инновациях). Краткая суть ее: «Чтобы стать специалистом нужно 10000 часов практики».

- Ну, раз команда сама по себе перспективная, талантливая, может, им не нужен бизнес-инкубатор, сами справятся?
- Бизнес-инкубатор не панацея, а всего лишь площадка. Он дает бесплатные площади. Когда мы начинали свой бизнес, у нас была проблема – где размещаться? Мы собирались у телефонного аппарата. Может, у нас сложилось все по-другому, будь у нас площадка. Технопарк нужно рассматривать как удочку, которая поможет ловить рыбу. Но удочка не гарантирует качество рыбы. Это только инструмент, который поможет сконцентрироваться на любимом деле.

- В обычном инкубаторе цыплята выводятся из яиц, пригодных к инкубации, отбираются лучшие. А как определить тех, кто пригоден к бизнес-инкубации?
- А судьи кто? В идеале, нужно иметь такой бизнес-инкубатор, чтобы туда могли попасть все желающие. Пусть человек попробует себя, если хочет.

- Насколько мне известно, у Вас есть несколько патентов, касающихся производства хлебных сухариков. Зачем Вам нужны эти патенты? Чтобы иметь защиту от конкурентов, или это нужно для повышения инвестиционной привлекательности Вашей компании?
- Зачем нужны патенты, торговые знаки, интеллектуальная собственность и прочее? Прежде всего, чтобы к вам в определенный момент не пришел кто-нибудь и не запретил заниматься тем, чем вы занимаетесь. Это защита себя на будущее от недобросовестной конкуренции. К тому же, патенты можно продать, если пропало желание этим заниматься.
Очень важно нужно учиться описывать патент так, чтобы он вас защищал, но в тоже время не раскрывал до конца все ваши секреты. Чем лучше мы научимся защищать свои проекты, тем скорее увидим свои компании развивающимися и процветающими. .

- Чем Вы сейчас занимаетесь? Каковы Ваши творческие бизнес-планы?
- Занимаюсь развитием «Эндаумента» в университете.
В бизнесе... мы с Вами уже обсуждали в предыдущих вопросах, что идеи свои не нужно афишировать. Когда будет готово – будем смотреть.

Кира Нейнер специально для Инновационного портала НГУ.
 

Вернуться к списку интервью