В.Д.Маркова: Лидировать будут те страны, что станут за счет инноваций "мозговым" центром планеты

30.03.2010

 

Когда учить инноватиков?

Программы повышения квалификации и переподготовки дают толчок к личностному и должностному развитию на любом этапе работы. «Вдвойне» быть в курсе событий современных практик нужно, когда дело касается инноваций: области подвижной и рискованной. Каким же образом обучать инновациям – вопрос сложный: кроме системности и междисциплинарности в такой специфической сфере нужно что-то еще.
Подробно об особенностях обучениям в сфере инноваций и бизнес-инкубаторе мы поговорили с руководителем Центра дополнительного образования НГУ, д.э.н, профессором Марковой Верой Дмитриевной.

- В апреле 2010 в НГУ запускается Инновационный портал, который призван поднять инновационную активность студентов и сотрудников НГУ, помочь им на начальном этапе не простой инновационной деятельности. Что бы Вы пожелали Инновационному порталу НГУ?

- Вчера искала в Интернете фразу «коммерциализация инноваций». Заметила, что много порталов и сайтов, посвященных инновациям, но не всегда они сделаны профессионально. Очень трудно сделать сайт, чтобы он рассказал все про инноватику без перегибов в какую-либо сторону. Поэтому пожелаю, чтобы портал делался профессионально, как и все, что делается в университете.

- Вера Дмитриевна, Ваш Центр даёт дополнительное образование, в том числе и для инновационной деятельности. Как Вы считаете - когда это дополнительное образование лучше получать - будучи студентом или после окончания университета?

- В инновационной деятельности важны две составляющие. Первая связана с креативностью – придумать что-то новое. Это не зависит от образования или возраста. Вторая связана с тем, что эти задумки, разработки надо воплотить: провести через процесс коммерциализации и т.д. Здесь уже нужны знания: связанные с пониманием экономики, менеджмента; умением подчитать финансовую отдачу, риски и т.д. И эти знания надо получать.
Современная тенденция какова? Наши знания углубляются. Физики, химики, биологи все глубже проникают, например, в строение материи. Но чтобы углубляться, надо сначала «вверху» разобраться?! Кроме того, много появляется междисциплинарных изобретений, на стыке наук, и здесь, безусловно, нужны знания.
Кроме того, сейчас все сходятся на том, что будущее за инновациями. Нет в стране инноваций? Постепенно страна отойдет на задний план, а лидировать будут те страны, что станут за счет инноваций, новых знаний «мозговым» центром планеты.
Поэтому мой взгляд ответ на вопрос «когда учить и чему учить» такой: в Советские времена все студенты должны были изучать основы политэкономии, сейчас пришло время, когда вместо политэкономии нужно изучать основы инноватики и предпринимательства. Понимать, что такое инновационная экономика должен любой специалист с высшим образованием.
Понимание этих основ: что такое инновация, как это коммерциализируется полезно для формирования инновационного мировоззрения выпускников университета.

- Этот вопрос касается в первую очередь физиков, математиков, биологов и химиков. Должен ли НГУ специально подталкивать студентов к работе в бизнес-инкубаторе, Технопарке и к бизнесу в целом?

- Не все способны работать в бизнес-инкубаторе или технопарке. Мы, например, обучаем ребят по программе У.М.Н.И.К. и когда спрашиваем их, как они планируют продвигать в дальнейшем свои проекты, то большая часть отвечает: «Хочу заниматься чистой наукой. Мне интересно опыты ставить, эксперименты. А этим пусть кто-то другой занимается». Говорить, что все пойдут в бизнес-инкубаторы - неправильно, этого не произойдет.
Понимаете, можно же по-разному себя проявлять: можно команду КВН создать. Это тоже менеджмент: нужно команду собрать, деньги найти, управлять ей. А можно какую-то идею взять и попытаться ее воплотить. Это схожие процессы. Но не каждый команду КВН создает и не каждый в бизнес-инкубатор пойдет.
Бизнес-инкубатор чем хорош? Появятся положительные примеры того, что студенты смогли придумать, сами что-то воплотить… Сейчас таких примеров практически нет. Например, фонд «Эндаумент НГУ» организуют конкурс бизнес-проектов, а заявок поступает не много, «очередей» нет.
Бизнес-инкубатор предполагает, что студент идет в инновационное предпринимательство. Если в традиционном предпринимательстве желающих не так много, то в инновационном еще меньше.

- Какой вы тогда видите наиболее удачную форму работы бизнес-инкубатора?

- Инкубатор происходит от слова «выращивание». Это структура, ориентированная на выращивание новых фирм. Студенты со своим проектом приходят в бизнес-инкубатор, им оказывают консультации по маркетингу, финансам, юридическим аспектам защиты…
Бизнес-инкубатор - это льготные условия для создания фирмы. За это время нужно собрать группу единомышленников, найти помощников из разных сфер, возможно, подключить другие факультеты. Но, к сожалению, у нас все продолжают вариться в собственном соку, за помощью друг к другу не обращаются.
Недавно закончилась Школа Лидеров, где победители представляли свои IT-проекты. Мне было грустно слушать, когда эксперты - потенциальные инвесторы, говорили те же замечания, которые мы еще десять лет назад озвучивали: не знают рынок, потребителя, не понимают, как на этот рынок войти. Ребята, ведь у нас есть отделение менеджмента, где студенты четвертого-пятого курса все это понимают!
Сегодня общение между факультетами не налажено. У каждого свои знания и нужно сложиться, чтобы получился хороший продукт. Но этого нет. Может бизнес-инкубатор поможет это понять.

- Должен ли вообще, на Ваш взгляд, НГУ ориентировать выпускников на работу в бизнесе или это должны быть элитные кадры для российской и зарубежной науки?

- Изначально университет был ориентирован на то, чтобы большая часть выпускников шла в науку: институты СО РАН, вузы, зарубежные научные лаборатории. Но, чтобы успешно заниматься бизнесом, тоже мозги нужно. Посмотрите, во главе успешного бизнеса зачастую стоят математики, физики - люди с системным мышлением.
Не правильно разделять: в науку или бизнес. Есть специальность, математик, например, и человек выбирает. Может работать в банке аналитиком, на фондовом рынке, в страховой компании…, а может чистой наукой заниматься – пытаться сделать новое открытие. Это же еще от человека зависит: где ему интереснее. В науке ты сам можешь задачи ставить, решать их, но не все склонны заниматься наукой, а бизнес не столь, может быть, интересен, он выстраивается в определенный набор операций.
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», так и тут.

- Стоит ли НГУ помогать выпускникам в бизнесе или это дело каждого?

- Ну, это же не функция университета – поддерживать бизнес. Скорее бизнес должен поддерживать университет. Вот Фонд Эндаумент НГУ создали бизнесмены, которые давно окончили университет и сейчас поддерживают его. В чем университет может поддерживать? У нас денежных ресурсов нет.
У нас есть программы дополнительного образования, куда приходит очень много именно наших выпускников. Они выучились на химика, физика, знают, что такое НГУ, сейчас занимаются бизнесом, и учиться бизнесу пришли в наш университет. Связь не прерывается. Наверное, мы можем только такую поддержку оказать – обучение, консалтинг, подготовка молодых кадров.

- Одним из важных показателей развития национального исследовательского университета является объем инновационной продукции, выпущенной с участием студентов, аспирантов и сотрудников НГУ. Какие Вы видите пути для увеличения этого показателя?

- Если в Федеральный закон № 217 «О возможностях создания малых инновационных компаний при университетах и академических институтах» внесут дополнительные изменения, то, безусловно, форма малых инновационных предприятий при вузах заработает.
Пока ждем уточнений по этому закону, зарабатывать можно, оказывая услуги по использованию оборудования. Университетом закуплено много уникального оборудования для исследований., которое можно использовать для выполнение заказов бизнеса, проведения измерений, анализа… Это очень перспективный путь, но нам нужно, чтобы бизнес узнал о наших возможностях. Проводить не только научные, но и прикладные исследования. Работа под заказ – это самый перспективный путь. Это меньший риск, когда вы находите заказчика, который заинтересован в том, чтобы вы что-то сделали.
Может быть, Ваш портал поможет рассказать о нашем потенциале.
 

Подготовила Кира Нейнер, специально для Инновационного Портала НГУ
 

Вернуться к списку интервью